МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Винокурова Ирина Викторовна, учитель ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида №1 г.Владимира»

 

Воспитание нравственных качеств у умственно отсталых младших школьников на уроках развития речи

 

 

Воспитательная и коррекционная направленность обучения -важнейшие принципы организации учебного процесса в коррекционной школе любого вида. Как именно решает учитель подобные задачи на каждом уроке - в этом мы видим реализацию творческих способностей педагога, его мастерство и профессионализм. Показать воспитательные возможности при обучении третьеклассников с нарушением интеллекта нам хотелось бы на примере уроков развития устной речи. Воспитание у детей нравственных качеств и формирование соответствующих понятий на этих уроках связано с решением других обязательных задач - развитием различных компонентов речи учащихся и активизацией их мыслительной деятельности.

Вопросы в начале уроков непосредственно связаны с жизненным опытом учащихся. Например, на уроке о вежливости дети рассказывали, вежливо ли они ведут себя со сверстниками и взрослыми; на уроке о дружбе мы спрашивали детей, есть ли у них друзья, чем они занимаются, помогают ли друг другу. Мы обращались также к художественным текстам, знакомым детям по урокам чтения.

Самыми интересными и эффективными, на наш взгляд, оказались для учащихся дидактические игры на основе проблемных ситуаций, различные задания по пословицам, коррекционно-практические задания, включающие имитационное моделирование.

*. Урок вежливости предполагал формирование у учащихся навыков культурного поведения, обогащение словарного запаса «волшебными» словами и их актуализацию. Целью дидактической игры «Школа Вежливости» была организация диалогического общения на основе разыгрывания в парах определённых ситуаций, в которых требовалось знание и использование для выражения приветствия, просьбы, благодарности специальных вежливых слов и выражений, в том числе непривычных для детей («будьте добры», «пожалуйста», «будьте любезны», «не могли бы вы», «извините», «простите», «я не хотел вас обидеть», «можно вам помочь»).

На уроке дети узнали, как образовались некоторые вежливые слова, дети зачитывали на индивидуальных карточках небольшие четверостишия, содержащие эти слова, отгадывали загадки о вежливых словах. Даже во время физминутки внимание детей тоже было направлено на вежливыеслова: они должны были выполнять упражнения только при условии: если услышат вежливое слово («пожалуйста», «будьте добры» и т.д.).

С интересом дети отнеслись к заданию нарисовать вежливого человека и сравнить его с кем-нибудь (часть графического психологического теста). Предварительно мы провели беседу о том, какие бывают вежливые поступки и кто их может совершать. Многие рисунки оказались связаны с типичными для детей ситуациями: например, девочка моет посуду, мальчик несёт сумки с продуктами.

В качестве домашнего задания детям было предложено сосчитать, сколько раз в день они использовали в своей речи вежливые слова.

«Урок дружбы» был ориентирован на формирование нравственных понятий «дружба», «настоящие друзья», на воспитание у детей доброты, потребности в умении дружить, бережно относиться друг к другу.

Предварительно детям было предложено письменно ответить, что такое дружба. Большинство ответов сводилось к тому, что «дружба - это дружить», «Дружба - это когда с тобой дружит твой друг или твоя подруга», «Дружба - это Маша», «Дружба - это очень нужная вещь» и т.д. Многие вообще не смогли продолжить фразу: «Дружба - это...».

Далее проводилась работа с пословицами. Ребята сами вспомнили пословицу «Старый друг лучше новых двух», песни «Настоящий друг» («Дружба крепкая не сломается...») и «Улыбка» («С голубого ручейка начинается река...»), даже пропели хором отрывки из этих песен. Затем ученики получили карточки с пословицами (Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает; Старый друг лучше новых двух; Нет друга - ищи, а нашёл - береги; Дерево сильно корнями, а человек - друзьями). Ребятам надо было прочитать свою пословицу, подумать над тем, что она обозначает, привести примеры из жизни, к которым она подходит. При объяснении некоторых пословиц возникали трудности, но с помощью учителя они были преодолены. Дети не могли понять смысла последней пословицы - пришлось объяснять, что дерево держится на земле благодаря корням, через них оно получает питательные вещества, которые помогают ему расти и развиваться, так же и людям в жизни надо держаться за друзей, которые в трудную минуту помогут делом и советом.

Затем ребятам предлагалось вспомнить изученную недавно на уроке чтения сказку про Винни-Пуха и его друзей, а также вспомнить других известных героев сказок, рассказов, мультфильмов, кинофильмов, которые являются настоящими друзьями. Дети пытались ответить на вопросы: «Знаете ли вы этих героев? (демонстрировались иллюстрации к сказке) Дружат ли они между собой? В чём заключается их дружба? Хорошие ли они друзья? Как они помогают друг другу?». Учащиеся рассказали, как умеют дружить герои сказки: медвежонок защищает Пятачка, помогает ему стать смелым, заботливый Кролик всегда готов накормить своих друзей. Дети вспомнили также персонажей мультиков про Микки-Мауса и Смешариков. Одна девочка даже вспомнила советский фильм про Петрова и Васечкина. В игре «Качества друга» детям предлагалось убрать карточки, на которых были записаны качества человека, мешающие дружбе, а оставить только те, которые должны быть у настоящего друга. Непонятные детям слова разъяснялись на доступных им примерах. Затем с опорой на карточки дети составляли правила настоящей дружбы (выбирали нужные карточки и вывешивали на доску).

В конце урока ответы детей на вопрос о дружбе были более полными: «Дружба - это не предавать никого, быть верным», «... это когда тебе доверяет хороший человек, самый лучший», «... это когда ты дружишь бескорыстно», «... это помогать другу», «... это когда ты не обманываешь, делишься с другом играми, говоришь с друзьями, не дерёшься с ними», «... это хорошие отношения», «... это когда человек любит своих друзей» «... когда доверяешь человеку. Друзья ... выручают из беды, не рассказывают секреты».

Несмотря на то, что на уроке все дети активно участвовали в дидактических играх, что все без исключения задания вызывали у детей живой интерес и вовлекали их в учебно-воспитательный процесс, что уроки прошли легко, в обстановке доброжелательной и непринужденной атмосферы, некоторые ребята с гиперактивным поведением нарушали дисциплину в классе, отвлекая других ребят. Проявлялись недостатки активного словаря детей, они часто затруднялись в подборе нужных слов. На наш взгляд, задачи каждого урока были решены частично. Именно такие результаты довольно часто наблюдаются при анализе и оценке эффективности подобных занятий и коррекционно-воспитательного процесса в коррекционной школе VIII вида в целом.

Таким образом, мы убедились, что формировать нравственные понятия у умственно отсталых школьников необходимо постоянно, в течение продолжительного времени, на всех уроках, в процессе игровой деятельности, на примере жизненных ситуаций, близких детям. Чтобы у детей с нарушенным интеллектом «сердце становилось умным, а ум добрым», от педагога постоянно требуются огромные усилия, тщательная подготовка к каждому уроку.