МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Кузьменко Нина Николаевна, учитель химии и биологии БОУ г.Омска «СОШ №45»

 

Повышение познавательного интереса на уроках химии с помощью отрывков из художественной литературы

 

 

«Следующий век будет именно таким,  какими

будут воспитаны для него будущие граждане».

Я.А.Коменский

 

В условиях модернизации современного образования на смену традиционной педагогике приходит новая, нацеленная на конкретного ребенка, для которого учеба должна быть не мукой, а увлекательным, желанным занятием. Педагогика вдохновляющая, внимательная, поддерживающая.

Учитель XXI века – это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Грамотный, умеющий работать на компьютере человек, обладающий навыками ввода и вывода информации, ее передачи на расстоянии, готовый не только к личному общению, но и к общению через «Интернет».

Однако хочется надеяться, что, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель XXI века не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить.

Педагог новой школы – это личность, педагог-профессионал, психолог, исследователь. На нем огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью, жестом к разуму, душе ребенка. Ребенку нужен не учитель-информатор, а соратник, друг, способный бескорыстно дарить знания, доброту, любовь.

Я – учитель химии. Сегодня модернизация образования затронула и химическое образование. Сегодня недостаточно дать детям знания о химической картине мира. Это должно сопровождаться осмыслением вопросов: «Что представляет собой мир, в котором я живу?», «Что такое добро и зло?» и др. Если научить ребенка мыслить самостоятельно, тогда человек не перестанет учиться всю жизнь. Я хочу, чтобы от общения с преподаваемым мною предметом учащиеся получали удовольствие и пользу, формировались как носители человеческого в человеке.

Использование отрывков из художественных произведений на уроках способствует пробуждению и поддержанию познавательного интереса учащихся. Учащиеся выполняют творческую, поисковую самостоятельную работу, находят отрывки из художественной литературы, которые содержат интересные описания тех или иных химических явлений, физических и химических свойств различных веществ и их применение в самых необычных ситуациях.

Я считаю, что произведения художественной литературы, совершенствуя образное мышление учащихся, могут оказать благотворное влияние на развитие их воображения, способность высказывать оригинальные идеи, т.е. тех качеств, которые необходимы для научного творчества.

Чтение отрывков из художественных произведений может открыть для учащихся новые и интересные стороны химической науки , как и наоборот знание химии позволит глубже понять некоторые моменты в произведениях, в общем-то от химии далеких.

Фрагменты литературных произведений, зачитанные на уроках химии, несут  эмоциональную и обучающую нагрузку. Цель таких уроков - не только обобщение знаний по рассматриваемой теме, но и гуманизация и гуманитаризация естественнонаучных и технических знаний с помощью литературных произведений, установление межпредметных связей между химией и литературой, историей, биологией, физикой.

Так при изучении вопросов, связанных с кристаллизацией  веществ , а также с условиями их растворения можно использовать отрывок из романа К. Г. Паустовского «Кара-Бугаз» : «…Мирабилит в заливе начинает кристаллизоваться в половине ноября; а к половине марта  кристаллизация прекращается и начинается обратный процесс – растворение мирабилита в воде. В связи с этим мирабилит был назван «периодическим минералом». Учащиеся пытаются найти ответ на вопрос: почему мирабилит был назван «периодическим минералом»?

При изучении темы «Важнейшие классы неорганических соединений» обращаемся к роману Л. Буссенара «Похитители бриллиантов»  «…Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы обожгло весь известковый пласт, который представляет собой карбонат кальция. Под действием огня известняк разложился и получилось то, что называется негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил все эту массу негашеной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти. Скалы, деревья, клад – все исчезло в мгновение ока вместе с негодяями…» Зачитав этот фрагмент, задаем учащимся вопрос: Какие процессы произошли в пещере в результате взрыва, предлагаем записать схемы соответствующих реакций.

При изучении темы «Способы разделения смесей» используем отрывок  сказки  В. М. Одоевского  «Мороз Иванович».

«…Между тем Рукодельница, воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да еще затейница какая. Коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в него угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в него воды, а вода знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая словно хрустальная…» Вопрос: Какой способ разделения смесей здесь использован?  Какие методы очистки воды использует Рукодельница?

В этой же сказке есть отрывок, который можно использовать при изучении темы « Оксиды углерода»

«…А зачем ты, Мороз Иванович,- спросила Рукодельница,- зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься?-А затем я в окошки стучусь, - отвечал Мороз Иванович- чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать, а то я знаю есть такие неряхи,  что печку истопят, а трубу закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова болит, в глазах зелено, даже и совсем умереть от угара можно…»

(Вопросы: Почему нельзя закрывать трубу пока не все угли прогорят? Что такое угар? Почему от угара умереть можно?)

При изучении вопросов горения  помощь учителю может оказать отрывок из произведения

М. Митчелл «Унесенные ветром»

«…сухой, как трут, осиновый пол мгновенно занялся, заглатывая огонь, как воду… Она сунула ковёр в бадью и, набрав побольше воздуха в легкие, ринулась снова в темную от дыма кухню, плотно, захлопнув за собой дверь. Целую, как ей показалось,  вечность она, кашляя, задыхаясь, кружилась по кухне. Били и била  мокрым ковром по струйкам огня, змеившемся вокруг неё…»Вопросы: Каковы условия прекращения, горения? Как с этих позиций объяснить действие героини?

В теме «Предельные углеводороды» в 10 классе  можно зачитать отрывок из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»

«…Огромный бурый пузырь гулко вспучился перед ней. Это было так  быстро и так близко от нее, что Лиза, не успев вскрикнуть, инстинктивно рванулась в сторону. Всего шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра…»  (Вопрос: Какой газ явился причиной гибели Лизы?)

Рассматривая свойства углекислого газа, можно воспользоваться отрывком из произведения А. Конан Дойла «Маракотова бездна» -

«…Воздух был тяжёлый, спёртый. Он так был пропитан углекислотой, что живительная струя сжатого кислорода с трудом выходила из баллона. Встав на диван, можно ещё было глотнуть чистого воздуха,…..» Вопрос: Какие свойства углекислого газа описаны в этих строчках?

На уроке, посвящённом изучению аллотропных видоизменений углерода, обратимся к произведению У. Коллинза «Лунный камень». –

« - Господи помилуй! Вот уж поистине алмаз! Величиной с яйцо ржанки! – сказала мисс Рэчел.  Блеск, исходивший от алмаза, походил на сияние полной луны. Один мистер Годфри сохранил самообладание. Снисходительно посматривая то на алмаз, то на меня, он сказал: - Уголь! Простой уголь, мой добрый друг!..» Вопрос:  Объясните слова мистера Годфри.

А вот отрывок из повести Г. Р Хаггарда  «Клеопатра. Богиня зари»

- «Она вынула из уха одну из огромных жемчужин…и…опустила её в уксус. Наступило молчание, гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от неё не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус и выпила весь до последней капли…»      Вопрос: Что произошло с жемчужиной?

Рассказывая  о процессе кристаллизации, можно использовать отрывок из повести К.Г. Паустовского «Золотая роза» -

« Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут множеством белых кристаллов и превратятся в подлинные произведения искусства» Вопрос: Объясните данное явление. Как оно используется в технике?    ( Ветка или гвоздь выполняют в данном случае роль затравки, на которую нарастают кристаллы из насыщенного раствора.)

Использование отрывков из художественных произведений на уроках способствует пробуждению и поддержанию познавательного интереса учащихся. Учащиеся выполняют творческую, поисковую  самостоятельную работу -  находят отрывки из художественной литературы, которые содержат интересные описания тех или иных химических явлений, физических и химических свойств различных веществ и их применение в самых необычных ситуациях.

При помощи отрывков из произведений можно создать проблемную ситуацию и нацелить обучающихся на ее решение. Приведу пример: В. Максимов «Карантин» «…Тогдашняя весна застала меня в Красноводске. Пахнущий нефтью  и негашеной известью город встретил меня не так радушно как мне хотелось бы…Здесь введен был противохолерный карантин.» Проблема: Имеет ли запах негашеная известь, назовите ее формулу, какой известью могло пахнуть в городе?

В. Солоухин «Продолжение времени»  «…Современные модернисты создают свои шедевры, не отходя от холста. Потому что зачем трудиться, если все равно никто ничего не поймет… Можно даже перерисовать из школьного учебника схему получения аммиачной кислоты и выставить под названием «Зимний пейзаж»…» Проблема: Существует ли в природе аммиачная кислота? Схему получения какого вещества вероятнее всего имел в виду автор отрывка?

Н. Огнев «Дневник Кости Рябцева» «…Сегодня Черная Зоя сдавала экзамен Алмакфишу и вдруг как шлепнется в обморок! Ну, теперь этим никого не удивишь. Сейчас же опрыскали водой, дали понюхать нашатырю, и, она встала…» Проблема: Какое вещество называют нашатырем? Что дают нюхать человеку , потерявшему сознание? •

Проверить, как учащиеся усвоили материал о свойствах фосфора, поможет отрывок К. Дойля «Собака Баскервилей» -

«Да! Это была собака, огромная чёрная как смоль….Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь…………..Чудовище лежало перед нами…Его огромная пасть ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. – Фосфор, - сказал я» Вопрос: В чём ошибка автора? Каковы химические свойства фосфора? (. Если бы на шерсть собаки действительно был нанесён белый фосфор, она немедленно получила бы ожоги от его воспламенения. А фосфор, нанесённый на язык и зубы, вызвал бы моментальное отравление. Белый фосфор можно было бы нанести на шерсть собаки, не допустив самовозгорания, если смешать его с вазелином или воском.)

С темой «Вода» неразрывно связана актуальнейшая проблема современности – охрана водоемов от загрязнения и очистку сточных вод. Здесь можно использовать фрагмент из повести Ю. Томилина «Карусели над городом»

«…На вид это была вполне невинная речка. Еще не так давно в ней водились окуни и плотва и даже раки, которые, как известно, любят чистую воду. Но несколько лет назад фабрика игрушек начисто перевела в ней всякую живность. Дольше всех, говорят, продержалась старая щука. Но и она, не выдержав, сплыла вниз по течению и ушла в другую речку, где погибла от тоски и одиночества: у этой щуки была красная голова, зеленое брюхо, синий хвост, и другие щуки не хотели с ней разговаривать.».

При изучении электрохимического ряда напряжения металлов и гальванических элементов можно использовать отрывок из романа Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой»

«…Вам известен состав морской воды. На тысячу граммов приходится девяносто шесть  с половиной процента чистой воды, два и две трети процента хлористого натрия, далее в небольшом количестве хлористый магний и хлористый кальций, сернокислый магний…. Вы видите, что хлористый натрий содержится в морской воде в значительном количестве. Вот этот-то натрий я выделяю из морской воды и питаю им свои элементы. В cоединении с ртутью  он образует амальгаму, заменяющую цинк в элементах Бунзена. Ртуть в элементах не разлагается. Расходуется только натрий, а мне его доставляет море. И надо сказать, что натриевые  элементы, по крайней мере в два раза сильнее цинковых

Здесь учащимся предлагаются вопросы: Почему натриевые элементы намного сильнее цинковых ? Увеличилась ли бы «сила» элемента, если натрий заменить калием, алюминием?  Какой  электрод давал бы наибольший выигрыш в «силе»?

Богатые возможности использования художественной литературы открываются и при изучении органической химии. Особенно много в литературных произведениях описаний действия различных органических веществ на организм человека и их применения. Так действие на организм человека метана точно описано у Л. Кассиля во «Вратаре республики», хлороформа – в  трилогии В. Вересаева и Ю. Германа «Записки  врача»,  метилового спирта – в романе К. Федина «Необыкновенное лето». При изучении белков, путей их синтеза из аминокислот большую помощь учителю могут оказать романы А. Казанцева «Купол надежды» и Г. Гуревича «Мы из Солнечной системы»

Можно привести еще много примеров использования на уроках химии отрывков из художественных произведений, которые содержат интересные описания, тех или иных химических явлений, свойств, применение их в самых необходимых ситуациях, надо только искать

Встреча на уроке с любимыми книгами, рассмотрение происходящих в них событий в новом, неожиданном для учащихся ракурсе вызовут у них интерес к изучаемой теме, помогут создать на уроке ту особую эмоциональную атмосферу, без которой невозможно формирование любви к предмету, и, безусловно повысят уровень усвоения и запоминания изучаемого материала за счет эмоциональной реакции и образования стойких  ассоциативных связей. Кроме того, использование художественной литературы предоставляет учителю химии немалые возможности для эстетического и нравственного воспитания, помогает пробуждать и поддерживать интерес учащихся к предмету. Позволяет убедить ребят, что науку ещё надо принимать не только умом, но и сердцем. Сфера использования художественной литературы на уроке химии безгранична: отрывки и примеры из литературных произведений могут быть приведены в качестве иллюстративного материала при изучении новой темы, при закреплении изучаемого материала и при опросе. Следует отметить, что, выбирая отрывок или пример из литературного произведения для конкретного урока, учителю важно обратить особое внимание на то, чтобы материал содержал как можно меньше посторонних, не относящихся к теме урока фактов.

Конечно, этот методический прием не терпит постоянства и однообразия применения, и использовать его нужно органично, во взаимосвязи с другими приемами и методами. Безусловно, приведенные примеры нисколько не претендуют на исключительность, так же как и рекомендации по их использованию. Мне лишь хотелось показать, что использование художественной литературы на уроках прием важный и нужный и учитель химии, не решающийся взять его на вооружение, значительно обедняет свои уроки.