МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Ногина Капитолина Александровна, учитель химии МОУ «СОШ №2» г.о. Химки Московской области

 

Элементы игры на уроках химии

Межпредметные связи на уроках химии

 

 

Элементы игры на уроках химии

Химия - очень сложный предмет, требующий от учителя большой подготовки (серьезный теоретический материал, демонстрационные опыты, карточки-задания и т.д.).

Мое мнение такое: усложнять уроки химии трудными наукообразными игровыми технологиями все-таки не стоит. Куда лучше использовать отдельные игровые элементы, умело вписанные в канву сложного урока. Такие моменты необходимы, чтобы разрядить обстановку, снизить напряжение, разнообразить уроки. А, в конечном счете, учебный материал будет легче усваиваться. Времени же на их проведение идет совсем немного.

Но перейдем к конкретным примерам. В теме «Первоначальные химические понятия» в 8 классе, при изучении химических элементов, пишу на доске «странную» фразу. Ее придумал мой ученик, в то время девятиклассник: «Все разгадывали одну и ту же головоломку о «Титанике» (льем слезы), «Буране» и водородной бомбе, но выиграл не он, а Борис Фторохромов, рад он.» Здесь «спрятано» 12 названий химических элементов. С каким азартом восьмиклассники находят эти названия! Сначала получается легко. А вот такие элементы, как сера, йод, никель находят только самые внимательные.

Химические элементы от «а» до «я» - это банально, думаю, проводят многие учителя. Составление кроссвордов «Химические элементы» - тоже. А если дать задание составить кроссворд с латинскими названиями химических элементов или, например, «Ученые - химики» - это гораздо интересней. А что если объяснить тему в 10 классе « Природный каучук» не обычно, а выписывая определения по ходу рассказа, дав ученикам соответствующую установку, а затем сразу же закрепить материал, составляя кроссворд? Колумб, Гаити, гевея, изопрен, эластичность, резина, Гудьир, Макинтош и многие другие слова сразу же приходят на память.

Ну что, поиграем?

Графические диктанты - еще один пример несложной дидактической игры, например, на тему «вещество и тело». Вещество обозначаем отрезком прямой линии, величиной в 1 см, тело - дугой такой же величины.

Учитель называет вещества и тела (всего 20 помещается на полоске бумаги в клетку). Ученики быстро делают соответствующие обозначения. Подготовка минимальная, оценки объявляются почти сразу, т.к. у учителя заготовлен «ключ» правильных ответов. Можно применять и в других темах: «физические и химические явления», «химический элемент и простое вещество» и т.п.

В 10 классе, перед изучением теории химического строения и явления изомерии, ежегодно провожу такую игру. Даны 4 буквы: К, Р, И, А. Необходимо, переставляя буквы, составить слова, имеющие смысл. Причем, можно брать и имена собственные. Тут начинается: раки, икра, Кира, Каир, Ирак, Икар, арки... Наибольшее количество 15-16 слов. А вывод делаю следующий: в нашем распоряжении было всего 4 буквы, а мы получили и название страны, и город, и животное, мужские и женские имена, архитектурное сооружение... Вот так же и атомы. Если в молекуле они расположены по-разному, то получается вещество с отличающимися свойствами. Так теория химического строения становится десятиклассникам ближе и понятней.

Хотелось бы особенно начинающим учителям химии пожелать чаще применять на уроках элементы дидактических игр. Ведь обыграть, сделать интересной любую тему школьной программы под силу даже учителям, не имеющим большого опыта работы - было бы желание. А уроки от этого только выиграют.

Межпредметные связи на уроках химии

Это средство устранения дублирования при изучении отдельных учебных предметов без снижения научного уровня. У учащихся при этом формируются более целостные представления о единстве мира, развитии природы и общества. Знания усваиваются в комплексе. Интерес к предмету повышается.

Но рассмотрим конкретные примеры.

Тема «Железо» в 9 классе связана, например, с биологией. Лишившись 3 граммов железа, человек, человек не смог бы существовать, т.к. важнейшей частью гемоглобина крови является железо.

Связь с географией заключается в том, что учащиеся изучают месторождения железных руд. На это можно опираться. Бурый железняк образует крупные месторождения на Урале, на Кольском полуострове. Крупные запасы красного железняка имеются в районе Курской магнитной аномалии и т.п.

В теме «Азот и фосфор» полезно такое задание: какие промышленно важные вещества можно получить из воздуха и воды? «Азот» означает безжизненный, а биология опровергает это, утверждая, что азот – составная часть белка, а «жизнь - есть способ существования белковых тел» (Фридрих Энгельс).

В 8 классе изучается тема «Строение атома». Из физики учащиеся многое знают: атом состоит из положительного заряженного ядра и электронов. Электроны движутся вокруг ядра на разных расстояниях и обладают разным запасом энергии.

Гениальность Периодического закона Д.И. Менделеева воспета даже в поэмах:

«Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все –  от песчинок малых до планет

– Из элементов состоит единых...» (С. Щипачев).

В биологии учащиеся впервые знакомятся с фотосинтезом, в химии это знакомство подтверждается уравнениями реакций. При изучении соляной кислоты нужно учитывать, что многое ученикам уже известно: желудочный сок, причина изжоги, меры предосторожности при работе с кислотами (также и при работе с едкой щелочью) и первая помощь при поражении ими. В физике изучаются аккумуляторы, электролитом для которых служит серная кислота или гидроксид калия. В медицине и в быту применяют разбавленный раствор аммиака, называемый нашатырным спиртом, а в сельском хозяйстве более концентрированный раствор – азотное удобрение, повышающее урожай –  об этом нам сообщает биология. А физика добавляет условие, при котором аммиак переходит в жидкое состояние – повышенное давление; при испарении жидкого аммиака – сильное охлаждение.