МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Уткина Татьяна Аркадьевна, учитель химии МОУ "СОШ №118" г.Омска

 

Использование информационных технологий в процессе обучения химии

 

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

В.Сухомлинский

 

Известно, что образование – один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования – формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Для осуществления этого необходима  специальная методическая обработка содержания учебной программы, особая организация учебного процесса. Поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. Химия относится к сложным школьным предметам. Она требует системного мышления, хорошего знания и применения математики, знаний физики, окружающей среды.
Изучать химию начинают в 8 классе. Заинтересовать, увлечь детей новым предметом, облегчить усвоение новых понятий, терминов, знаний можно привлечением в объяснение нового материала различных приемов интересных методик, демонстраций реакций и т.д.

Использование информационных технологий дает преподавателю: возможность спроектировать обучающую среду; возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения; дополнительные возможности для поддержания и

направления развития личности обучаемого; творческий поиск и организации совместной деятельности обучающихся и учителей; разработка и выбор наилучших вариантов учебных программ; использование интеллектуальных форм труда.

Обучение на основе ИКТ создает условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, оптимизирует познавательный процесс. Фактором, позволяющим это сделать, является визуализация основных химических понятий и явлений при помощи компьютера. Информационные технологии, являясь современным средством обучения, открывают поистине необозримые возможности для решения широкого круга задач.

С помощью ИКТ, связанных с уникально широкими возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций, достигаются следующие цели:

- формирование у обучащихся умений работать с информацией (восприятие, обработка, отображение, использование);

- максимальное и комфортное усвоение учебного материала школьниками на основе активного познавательного интереса; повышение качества знаний;

- возможность самостоятельного выбора образовательной траектории;

-возможность учителям реализовать свои педагогические замыслы, производить оперативный обмен идеями с коллегами-преподавателями;

- личностное развитие субъектов образовательного процесса (выработка индивидуального стиля деятельности, умения самостоятельно принимать оптимальные решения). Компьютер выполняет для пользователя различные функции: источника знаний, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой среды.

Компьютер обеспечивает многообразную обратную связь обучающего и обучаемого: обучение, контроль усвоения материала, тренинг, оценивание, диагностирование, коррекция. Эффективное применение компьютера возможно при наличии у пользователя компьютерной грамотности, которая включает умение читать, писать, рисовать, находить нужную информацию из различных источников, систематизировать и накапливать ее, оформлять в виде таблиц, схем, презентаций и использовать полученные знания для решения разнообразных практических задач.

В нашей школе созданы условия  для эффективного применения информационных технологий на разных предметах: укомплектованы два компьютерных класса, персональные компьютеры установлены во всех кабинетах, есть 3 интерактивных доски, 6 мультимедиа, локальная сеть и выделенная линия подключения к Интернету. Все это позволяет нарабатывать по предмету учебно-методического комплекта.

Спецификой химии является то, что наука эта экспериментальная. Используя наглядность химического опыта, обучающиеся познают природу вещества. Но в химии не все возможно увидеть, а нужно представить и понять, используя многочисленные средства наглядности и абстрактного мышления. Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, увидеть динамическую модель работы химического завода или аппарата, поучаствовать в дистанционной дискуссии, поработать с отдельными атомами и молекулами, проверить свои знания независимым «экспертом» - компьютером.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках химии меняет подход к организации учебного процесса. Составляя планы уроков, всегда стараюсь предусмотреть различные варианты работы. В настоящее время на своих уроках я применяю готовые электронные продукты: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» 8-9, 10-11 класс, «Виртуальная лаборатория»  - это позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Мои уроки не обходятся без презентаций, как моих, так и детских. В своей практике использую уроки – лекции. ИКТ на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. С помощью презентации готовлю обобщающие уроки. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время, и самое главное, представить изученный материал целостно. Предлагаю ученикам участвовать в создании презентаций. Например, 8-9 классы создают презентации о применении веществ, а в старших классах - презентации становятся итоговой работой: Нефть – 10 класс, Витамины. Гормоны. Лекарства. Ферменты, Белки – 10 класс,  Металлы, Неметаллы – 11 класс, Дисперсные системы – 11 класс. Во внеурочное время при подготовке к Научно Практической Конференции вместе с учениками создавали презентацию: «Пищевые добавки в продуктах питания», «Определение физико-химических показателей молока». Участвуя в телекоммуникационных проектах, мы с командами делали презентации своих исследований, творческих работ.

Одним из самых сильных действующих средств для создания и поддержания интереса к предмету является демонстрационный химический эксперимент. Он предусмотрен при изучении всех разделов химии в средней школе. Однако при отборе опытов для демонстрации действуют ограничения, связанные с повышенной опасностью некоторых веществ для здоровья. С помощью электронного издания «Химия 8-11 класс. Виртуальная лаборатория», показываю опыты с участием токсичных веществ, взрыво- и пожароопасные процессы, и считаю это главным достоинством компьютерного моделирования.

Среди многочисленных средств, способствующих развивающему обучению химии, активный характер обеспечивается использованием интерактивных средств. Интерактивная доска – одно из средств ИКТ – технологии – инновационное решение материальных ресурсов в учебно-воспитательном процессе, позволяющее смоделировать происходящие в природе процессы, создать условия для лучшего восприятия учениками материала. На основе работы с доской применение различных педагогических технологий становится более ярким, наглядным, действенным.

Интерактивная доска инновационное решение вопросов обновления материальных ресурсов актуальна особенно на уроках химии. Ее использование обеспечивает наибольшую безопасность учебно-воспитательного процесса, способствует повышению интереса к предмету, увеличивает вариативность поиска информации. Интерактивная доска может быть использована как на протяжении всего урока, так и на его части.

Преимущества для преподавателя: позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса. Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов. Позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала, вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

В 2010-2011 учебном году, я обучалась на базе нашей школы МОУ «СОШ № 118» в  коле тьюторов «Методика применения ИД» при  МОУ «Центр творческого развития и гуманитарного образования Перспектива» г. Омска

Мною были разработаны уроки по химии в 8 и 9 классе с применением ИД.

Такая работа повышает у обучающихся интерес к предмету, дает возможность создания насыщенного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи усвоения материала, позволяет установить мгновенную обратную связь.  (Результат виден сразу, усвоен материал или нет).

Таким образом, использование информационных технологий на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока. Я  убеждена, что повышение качества обучения в наш век глобальной компьютеризации невозможно без внедрения информатизации в учебный процесс.

 

Урок химии в 8 классе

 

"Соли"

 

Цель урока: сформировать понятие о классе соли.

Задачи урока:

1. повторить классификацию веществ;

2. рассмотреть состав и строение солей;

3. повторить общие правила названия соединений;

4. рассмотреть номенклатуру солей;

5. продолжить обучение по определению степень окисления элементов и зарядов ионов в сложных соединениях;

6. рассмотреть какую роль играют соли в нашей жизни и где нам они встречаются в быту

Оборудование и реактивы: компьютер, интерактивная доска Interwrite, мультимедийная презентация к интерактивной доске по теме урока (приложение 1) , опорный конспект, образцы солей: Na2CO3, CaCO3, NaCL, Ca3(PO4)2

Тип урока: комбинированный.

Технология урока:  информационно - коммуникативная

Методы: рассказ, беседа, демонстрация презентации «Соли», проблемный, частично-поисковый.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

 

Ход урока

 

1.Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята!

Давайте вспомним, какие классы неорганических веществ мы с вами изучили?

2. Актуализация знаний.

(Слайд 1, приложение 1)

Задание 1. (С помощью функции «выделенный элемент» подобрать классы неорганических соединений, которые мы уже знаем)

Классификация неорганических соединений

/                                   /                                 /

Неметаллы

Простые

Оксиды

Кислоты

Металлы

Сложные

Основания

 

Распределите вещества по классам неорганических соединений.

HCL,   SO2,   NaCL,  H2SO4,    CaO,   Fe(OH)2, K2CO3

 

(Слайд 2, приложение 1)

Задание 2.

 

Дайте названия этим веществам (обучающиеся выходят к интерактивной доске и пишут пером во второй колонке, 3 колонка закрытая,  правильные ответы скрыты маркером). В ходе выполнения задания с помощью ластика стирается строчка 3 колонки и проявляется полный ответ.

 

HCL

 

соляная кислота

SO2

 

оксид серы(4)

NaCL

 

хлорид натрия

CaO

 

оксид кальция

Fe(OH)2

 

гидроксид железа(2)

K2CO3

 

карбонат калия

 

- Возникли ли у вас затруднения при выполнении данного задания? (Да, мы не смогли определить к какому классу относятся  NaCl и K2CO3).

- Действительно вы встретили новые вещества, которые относятся  к новому классу  веществ – это соли.

 

3. Получение новых знаний.

(Слайд 3, приложение 1)

 

Соли – это сложные вещества,

состоящие из катионов металлов и  анионов кислотных остатков.

 

- Для того чтобы научиться называть соли, давайте вспомним как дать название основанию.

( называем анион – гидроксид, затем – катион, например, NaOH – гидроксид натрия).

 

-Так как соли тоже состоят из катионов и анионов логично предположить, что порядок названия солей такой же. В первую очередь называем анион – кислотный остаток, затем катион – металл и его степень окисления, если она переменная. Например:

( учитель выписывает на доске формулу соли CuSO4 и разбирает с учащимися порядок названия этого вещества)

Называем кислотный остаток – «сульфат»

Называем катион металла в родительном падеже – «меди»

Определяем по формуле заряд катиона (заряд кислотного остатка по таблице растворимости) 2-, таких кислотных остатков в соединении один. Катион тоже один. Исходя из того, что сумма зарядов катионов и анионов равна нулю, получается, что заряд катиона меди 2+.

Указываем заряд катиона (степень окисления атома) римской цифрой в скобочках.

- Ребята, запишите названия солей, соответствующих данным кислотам

(Слайд 4, приложение 1)

Состав и название солей

Название кислоты

Формула кислоты

Название соли

Соляная кислота

НСl

Хлориды (NaCL)

Серная кислота

H2SO4

Сульфаты (K2 SO4)

Сернистая кислота

Н23

Сульфиты (MgSО3)

Азотная кислота

НNО3

Нитраты (NaNО3)

Ортофосфорная кислота

Н3РO4

Ортофосфаты (Ca3(РO4)2

Сероводородная кислота

H2S

Сульфиды (BaS)

Угольная кислота

Н2СО3

Карбонаты (CaСО3)

Кремниевая кислота

Н2SiO3

Силикаты (K2SiO3)

Бромоводородная кислота

НВr

Бромиды (AlBr2)

Фтороводородная кислота

HF

Фториды (LiF)

Иодоводородная кислота

HI

Иодиды (CuI2)

 

- По растворимости в воде соли делят:

 

(Слайд 5, приложение 1)

 

Растворимость солей в воде

/                   /                               /

Растворимые  Нерастворимые    Малорастворимые

(Р)                             (Н)                   (М)

 

- Для определения растворимости солей используют таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде (таблица есть в учебнике).

 

- Какую роль играют соли в нашей жизни и где нам они встречаются в быту

(обучающиеся вспоминают, где они встречались с солями в быту и какова их роль в жизни человека).

 

Демонстрация некоторых солей ( набор солей ставится на каждую парту)

(Слайд 6, приложение 1)

 

NaCL- Хлорид натрия (поваренная соль)

 

(Слайд 7, приложение 1)

 

CaCO3- карбонат кальция

 

(Слайд 8, приложение 1)

Ca3(PO4)2- фосфат кальция

 

Закрепление.

(Слайд 9, приложение 1)

Задание 3. К названию соли подберите формулу соли:

 

-сульфат бария                                            NiS

- карбонат меди                                         Na2S

- нитрат цинка                                         CuCO3

- хлорид серебра                                       AgCL

- сульфид никеля                                    Na2SiO3

- фосфат свинца                                     Cu(NO3)2

- силикат натрия                                      BaSO4

Pb3(PO4)2

Zn(NO3)2

BaSO3

 

5. Подведение итогов.

Обучающиеся включаются  в подведение итогов, анализируют, кто был самым наблюдательным, активным. Высказывают свое мнение при оценивании учителем  учащихся.

 

(Слайд 10, приложение 1)

 

Д/З: параграф № 21 учебника Химия-8 О.С. Габриелян, упр. 1 – 3.

 

6. Рефлексия.

 

( В начале урока у обучающихся на столе положить цветные магниты: красные и синие).

По окончании урока обучающиеся, которым понравилось на уроке и было комфортно, выходят и на магнитную доску прикрепляют красный магнит, а если что-то не понравилось – синий магнит.