МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Малышева Людмила Геннадьевна, учитель химии МБОУ Лицей №1 г.Семенова Нижегородской области

 

Урок-смотр экологических знаний по теме «Углеводороды. Природные источники углеводородов»

 

 

Цель урока: обобщение и систематизация экологических знаний по теме

«Углеводороды. Природные источники углеводородов».

Задачи урока:

1) формирование экологических знаний и опыта творческой

деятельности;

2) повторение свойств углеводородов различных классов и их

производных, а также их влияние на окружающую среду;

3) развитие социальной активности через установление

межпредметных связей химии с биологией,

географией, медициной и т.д.

4) развитие творческого мышления, внимания, наблюдатель-

ности, умения применять знания на практике, самостоятельно

приобретать знания, используя различные источники инфор-

мации;

5) воспитание экологической культуры, ценностного отношения

к природе и своему здоровью.

Оборудование и реактивы:

таблицы «Перегонка нефти и основные продукт перегонки»,

«Продукты коксохимического производства», коллекция

«Продукты переработки нефти», компьютер,мультимедийный

проектор.

На столах учащихся: чашка Петри с песком, кристаллизатор

с водой, нефть сырая, бензин, мыло, зубная щетка, стакан с

водой, птичье перо, делительная воронка, порошок активи-

рованного угля.

 

План урока:

 

1. Оргмомент

2. Мотивационно-ориентировочный этап (постановка цели, позитивный настрой учащихся на работу, интеллектуальная разминка)

3. Операционно-исполнительный этап (выступление учащихся, решение проблемы, решение экологических задач, лабораторный опыт)

4. Рефлексивно-оценочный (подведение итогов урока, домашнее задание, комментарии к оценке работ учащихся, вывод по уроку).

 

Ход урока

Этап урока

Содержание урока

 

Деятельность учителя

Прогнозирование

Ответов учащихся

Деятельности учащихся

Мотивационно-ориентировочный

Оргмомент

Сообщение цели урока,

Девиз урока: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

 

 

Вступление учителя:

Деятельность человека на пути научно-технического прогресса не всегда сочетается с рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды. До сих пор человечество недостаточно осознало всю опасность нерационального отношения к окружающей среде. Это, в частности, приводит к загрязнению окружающей нас биосферы вредными веществами.

И, к сожалению, уголь, нефть и газ – главные источники энергии, являющиеся и главными источниками такого загрязнения. Ежегодно выбрасывается в атмосферу около миллиарда тонн газов, золы и других соединений. Загрязняются реки и моря, а постоянное загрязнение нефтью и нефтепродуктами Мирового океана становится угрозой для биологической жизни.

 

Ограничение времени начала урока, настрой учащихся на работу, создание положительной мотивации.

 

 

Сообщение плана урока, активизация мыслительной деятельности, пробуждение интереса, побуждение к воспроизведению имеющихся знаний

Дежурные докладывают о готовности класса к уроку и отсутствующих учениках

Концентрация внимания, активизация мыслитель-

ной деятельности, вклю-

чение учащихся в работу.

 

 

 

Осмысление информации, включение в работу всех видов памяти, концентра-

ция внимания на опреде-

ленном материале.

Мотивационно-ориентировочный

Влияние некоторых углеводородов, их производных на окружающую среду, проблемы использования энергии других источников мы рассмотрим сегодня на уроке. А в начале урока хотелось бы выяснить, как вы знаете свойства изученных ранее веществ.

Итак, интеллектуальная разминка:

1)       жидкость без цвета со специфическим запахом, горюча. В ее молекуле только σ-связи. Из всех жидкостей этого гомологического ряда у нее самая маленькая молекулярная масса. Что это? Есть ли изомеры у этого вещества? Какими способами можно получить данное вещество? Составьте уравнения соответствующих реакций?

 

2)       Вещество – газ без цвета, запаха, относительная плотность по воздуху 0,551, образуется в природе в результате разложения без доступа воздуха останков животных и растений. Как еще называют это вещество? Где оно применяется?

 

 

 

 

 

 

 

 

Побуждение к активной мыслительной деятельности, воспроизведению имеющихся знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провокация поиска алгоритма ответа, контроль знаний о свойствах углеводородов и их применении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основе данных учащиеся делают вывод, что это пентан, состав-

ляют формулы 3-х изомеров, записывают уравнения реакций полу-

чения пентана (реакции Вюрца, Дюма, Густав-

сона, из синтез-газа, крекинг углеводородов)

 

 

 

 

На основе изложенных фактов учащиеся делают вывод, что это метан, называют его болотным, рудничным газом, рассказывают о применении  как топлива и ценного химического сырья.

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

Тренировка памяти, формирование умения обосновать свой ответ, развитие речи, умения составлять схемы получения вещества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие ассоциативного мышления, памяти, речи, уточнение информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивационно-ориентировочный

 

 

3)       Газ без цвета с характерным запахом,     имеет линейную форму молеку-

лы, Dco2 = 0,59. Продукт взаимодействия этого вещества с [Ag (NH3)2] OH  - взрывоопасное вещество. Что это за газ? Где он применяется?

 

 

 

4)       В каждом подъезде висит объявление:

«Если вы почувствовали запах газа – звоните по телефону 04». Какие особенности газа обусловили необходимость такого предупреждения?

 

 

5)       В знаменитой комедии Л.Гайдая

«Операция «Ы»» грабители со склада

должны были «обезвредить» бабушку-сторожа с помощью носового платка,

смоченного раствором какого-то вещества? Что это за раствор? Каким

свойством оно обладает? Напишите уравнения реакции его получения? Каков механизм получения этой реакции?

 

Вспомнили некоторых представителей класса углеводородов, их свойства, применение. А сейчас нам более подробно расскажут ваши одноклассники о метане.

 

 

 

Проверка усвоения материала о строении, физических и химических свойствах алкинов.

 

 

 

 

 

 

Активизация деятель-

ности через установ-

ленные связи науки с жизнью, установление

противоречия: у природ-

ного газа нет запаха.

 

 

 

Пробуждение интереса к данной теме посредством связи с жизнью, активизация мыслительной деятельности, контроль знаний свойств, способов получения вещества, механизма реакции.

 

 

На основании Dco2, формы молекулы в пространстве и свойств учащиеся делают вывод, что это ацетилен и рассказывают о его применении при сварке и резке металлов, в синтезе органических веществ.

 

Запах обусловлен нали-

чием в нем одорантов для предупреждения утечки. Смесь природного газа с воздухом в отношении 1:4взрывоопасна.

 

 

 

Учащиеся должны вспомнить, что это хлороформ (тривиальное название и по номенклатуре ИЮПАК), его применение как наркоза, получение CHCl3 реакцией замещения, механизм которой свободно-радикальный.

 

 

Закрепление знаний о строении, физических и химических свойствах алкинов, связь науки с жизнью.

 

 

 

 

 

 

Формирование навыков безопасного пользования природным газом, умения ориентироваться при экстремальных условиях.

 

 

 

Активизация зрительной памяти, ассоциативного мышления, развитие интереса к данной теме, воспроизведение имеющихся знаний о способах получения и механизме реакции.

Операционно-исполнительский

Сообщение «Метан в нашей жизни»

(учащийся делает доклад о том, как образуется метан в природе, о его свойствах, способах добычи метана, транспортировке и хранении метана)

 

Сообщение «Влияние метана на окружающую среду»

(метан как глобальный загрязнитель, топливо и сырье)

 

 

 

Вопрос:

«На основе полученной информации предложите способы защиты окружающей среды от загрязнения метаном»

 

 

 

 

Вопрос:

Как изменилось топливное обеспечение нашего города в последние 10 лет?

В чем заключаются положительные и отрицательные моменты газификации города?

(положительные и отрицательные черты газификации записываем на доске)

Побуждение к уяснению предложенной информации, осмыслению через сопоставление фактов и следствий, формирование экологического и технологического мышления, нацеливание на постановку вопроса по существу изложенного материала.

 

Активизация работы в группах, обсуждение вопросов, поиск путей решения проблемы.

 

 

 

 

Вовлечение учащихся в беседу о местных проблемах, нацеливание на связь изучаемого материала с жизнью, умению видеть экологи-

ческие, социальные и политические изменения в своем городе, коллектив

ному обсуждению и обобщению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся могут предло-

жить схему использо-

вания каптированного метана, выделяющегося при разложении мусора на свалках, скотных дворах.

 

Учащиеся рассказывают о переходе от твердого топлива к жидкому и, наконец, газификации на 70%, о преимуществах газового топлива (полное сгорание, отсутствие транспортных расходов, удобно для частного сектора) и отрицательных моментах: дороговизна строительства газопро-

вода, опасность аварии

Развитие монологической речи выступающих, умения поиска и отбора информации, развитие логики, концентрации внимания осмысление информации, уточнение, абстрагирование.

 

 

 

 

 

Развитие коммуникативных способностей решения проблемы, формирование экологических знаний, заботы об окружающей среде.

Формирование политического, социального, экологического мировоззрения, коммуникативных способностей, умения видеть проблему местного значения.

Операционно-исполнительский

 

 

 

 

 

Сообщения учащихся:

1. «Фреоны и озонный щит планеты»

(химический состав фреонов, влияние на озоновый слой, основные области применения фреонов, пути предотвращения загрязнения атмосферы фреонами)

 

 

 

 

2. «Хлорароматические соединения как глобальные загрязнители»

(высокая токсичность хлорароматических соединений, их влияние на человека – головные боли, сонливость, нарушение кровообращения и т.д., пути попадания токсинов в биосферу, ДДТ – экологическое бедствие)

 

 

 

 

Решение экологических задач (смотри приложение № 1)

 

 

 

 

 

Побуждение к осмысливанию предложенной информации, нацеливание на постановку вопроса по существу изложенного материала, расширение кругозора.

 

Побуждение к освоению новой информации, развитие интереса к изучаемому материалу, связь с жизнью, концентрации внимания, тренировка памяти.

 

 

 

 

 

 

Активизация деятельности учащихся, обучение приемам самостоятельной работы

наружного газопровода, отношении местной власти к проблемам населения.

 

Учащиеся могут вспомнить сказанную ранее учителем иформацию о замене фреонов на пропан в качестве пропелентов.

 

 

 

 

Учащиеся могут предположить пути загрязнения биосферы хлорароматическими соединениями, на основе ранее полученной информации сделать вывод об аккумулировании ДДТ в пищевых целях.

 

 

 

Учащиеся на основе имеющихся заданий решают задачи экологического содержания

 

 

 

 

 

Формирование экологических знаний, бережного отношения к природе, развитие монологической речи, умения анализировать, делать выводы.

 

 

 

Развитие коммуникаьтивных способностей, формирование заботливого отношения  к своему здоровью, окружающей среде, умения пользоваться пестицидами, гербицидами и т.д.

 

 

 

Осмысливание, абстрагирование информации, развитие логики, умения совершать мыслительные операции

Операционно-исполнительский

 

 

 

 

 

 

Вопрос:

Какие вы знаете еще природные источники углеводородов? Как применяют эти вещества?

 

Вопрос:

 

Д.И.Менделеев сказал: «Нефть – это не топливо. Топить можно и ассигнациями». Прокомментируйте это высказывание.

Демонстрация видеофильма «Перегонка нефти»

Но нефть – это не только источник углеводородов, энергии, ценное химическое сырье, но и серьезный загрязнитель глобального масштаба. Основными источ-

никами загрязнения биосферы нефтью являются следующие (работа с таблицей , см. приложение № 2, 3). На основании этой таблицы подсчитайте, какой объем морской воды непригоден для жизни живых организмов при общем загрязнении нефтью в течение года? (ПДК нефти в воде 0,05 мг/л)

Мобилизация внимания, вовлечение в беседу.

 

 

 

 

 

Вовлечение в беседу, побуждение к коллективному обсуждению вопроса.

 

Предупреждение усталости через смену деятельности, активизация зрительных анализаторов, расширение кругозора, концентрация внимания.

 

Обучение приемам самостоятельного решения задачи, овладение методикой анализа, сопоставлению фактов из разных источников информации, умению работать со схемами и таблицами.

Учащиеся дают ответ, что это нефть, каменный уголь, их используют в виде топлива и для получения других веществ.

 

Нефть – ценное химическое сырье

 

 

 

Учащиеся делают вывод о том, что способ перегонки нефти основан на физических свойствах углеводородов.

 

 

На основе имеющихся данных учащиеся рассчитывают, что будет загрязнен нефтью (на уровне ПДК) 1648,00 млн м3 морской воды.

Тренировка памяти, речи.

 

 

 

 

 

Развитие речи, логики, умения анализировать, аргументировать свою точку зрения.

 

Включение в работу всех видов памяти, развитие внимания, логики, умения наблюдать, делать выводы.

 

 

Формирование экологического мышления, умения работать с таблицами, решать задачи.

Операционно-исполнительский

Проблемная ситуация: с помощью имеющихся на столах веществ очистите воду, песок, птичье перо от нефти, что из этого получилось? Ваши предложения по решению проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение учащегося: «Загрязнение Мирового океана нефтью» (глобальная катастрофа, способы очистки воды от нефти, пожар в море, гибель животных и растений).

 

 

Нефть, газ, каменный уголь – это все источники энергии. Но учеными подсчитано, что запасов этих ископаемых в недрах Земли осталось не так уж много. Сегодня в энергетике большей частью используют невозобновляемые ресурсы, и нельзя допустить, чтобы они кончились раньше, чем мир перейдет на практически неисчерпаемые источники энергии? Какие пути решения энергетической проблемы возможны сегодня?

 

 

 

Перед человеком встает и другая проблема: каковы источники углеводородного сырья в будущем?

 

Активизация деятель-

ности, обучение приемам самостоятельной работы, умению составлять план проведения эксперимента, прогнозирование его результатов.

 

 

 

 

 

 

Нацеливание на связь изучаемого материала с жизнью, включение учащихся в решение проблемы.

 

Создание проблемной ситуации, интеграция знаний химии, географии, природопользования, физики, расширение кругозора, побуждение к выдвижению гипотез, рассмотрение различных вариантов решения проблемы,   нацеливание на поиск информации, путей решения проблемы, отбо-

 

Учащиеся самостоя-

тельно пытаются отделить нефть от воды с помощью делительной воронки, собрать нефть с поверхности губкой, очистить перо мылом, бензином, адсорбировать нефть активированным углем.

Учащиеся узнают об основных источниках загрязнения, предпола-

гают способы очищения поверхности океана от нефти.

Учащиеся могут предложить использовать солнечную энергию, энергию ветра, геотермальную энергию приливов, энергию биомассы.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся могут предложить использование залежей газовых гидратов, гази-

 

Применение знаний на практике, развитие логи-

ки, всех видов памяти, составление схемы опыта, умения оформлять дан-

ные в виде схем, таблиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширение кругозора, формирование экологического мышления, развитие коммуникативных способностей.

 

Индуктивное и дедуктив-

ное исследование обмен информацией в группах, развитие логики, речи, умения отстаивать свою точку зрения, воспроизве-

дение ранее полученных знаний при изучении географии, природополь-

зованяи, физики, форми

рование технократи-

ческого  мышления.

 

Самостоятельный поиск информации, решение проблемы, доказательства своих предположений,

Оценочно-рефлексивный

Домашнее задание:

Предложите источники углеводородного сырья. Как можно получать углеводороды? Составьте необходимые уравнения реакций.

 

 

Выводы (делают учащиеся)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока: ученики оценивают свою работу на уроке, учитель комментирует их ответы, активность, темп работы и т.д., глубину имеющихся экологических знаний.

выбор наиболее рациональных решений.

 

 

Постановка задачи

 

 

 

 

 

Вовлечение в беседу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание ситуации успеха, нацеливание на самостоятельность в будущем.

 

 

фикацию угля, получения углеводородов из синтез-газа.

 

 

 

 

 

 

Углеводороды и их производные играют в природе и жизни человека положительную и отрицательную роль. Все зависит от умелого использования этих веществ и правильной переработки природных источников углеводородов.

аргументирование своей точки зрения.

 

 

Формирование умения применять имеющиеся знания

 

 

 

 

Развитие умения анализировать, обобщать и делать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие саморефлексии, умение критически оценить свои действия.