МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Прохорова Светлана Викторовна, учитель химии и биологии МКОУ «Красногвардейская СОШ» Тёпло-Огарёвского района Тульской области

 

Cценарий и презентация экологического фестиваля «Спасая природу – спасаем себя!»

 

 

Если мы хотим достичь какого-то согла-

сия с Природой, то нам в большинстве

случаев придется принимать её условия.

Р. Риклефс

 

Люди, прозрейте! Труд вас сделал разумными. Земля дала пищу и кров. Капитал обогатил. Наука повела в будущее. Но вы обманываете себя. Вы идете в грядущее через минное поле опасных изобретений…

Грядет новая эпоха. На пороге глобальная революция – мирная революция экологии. Её цели – выживание и благополучие человека. Это революция гуманизма, путь любви и счастья, здоровья, мира и радостей для всей планеты.

Человеку – человечье, природе – природово. И все – для блага людей.

Протрите глаза! И вы увидите очи любимых, милые личики детей, мозоли отцов, светлые озера, ленты рек, ширину полей и дали водных просторов.

Прислушайтесь! И сквозь рев моторов и транзисторов вы услышите журчание ручьев, шелест травы, неповторимую звенящую тишину природы.

Это не эмоции. Это – ресурсы, условия жизни и работы. В конечном счете это фундамент экономического процветания и социального благополучия.

Угроза нависла над всем этим. Призрак экологического кризиса стал грозной явью. Его тяжелая поступь слышна в аномалиях климата, опустынивании планеты и кислотных осадках.

Биосфера серьезно больна. Её поразило вмешательство человека в её жизнь…

Век безоглядной эксплуатации позади: и человека человеком, и природы человеком. Природа требует воспроизводства. В особой заботе нуждается человек. Экономика перестала быть единственной общественной целью. Не безвременно скончаться богатым, а жить, пользуясь благами природы и цивилизации – задача людей…

 

Н.Ф. Реймерс. Надежды на выжи-

вание человечества. – М., 1992

 

 

ЦЕЛИ  МЕРОПРИЯТИЯ:

 

-         расширение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на биосферу, о

глобальных экологических проблемах;

-         воспитание подрастающего поколения на лучших образцах патриотизма, граж-

данственности, сыновнего отношения к родной земле через изучение природно-

го, культурно-исторического и духовного наследия Тульского края, возрождения традиций бережного отношения детей и подростков к своей малой родине;

-         расширение кругозора учащихся, развитие познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла

 

Ход мероприятия:

 

Данное мероприятие проводится ежегодно (уже на протяжении 10 лет)  в Тёпло-Огаревском районе в память о П.И. Левицком. Организаторами являются Отдел народного образования и Отдел культуры Тепло-Огаревского района. В игре принимают участие команды от всех желающих организаций (школ, домов культуры, домов детского творчества, детских и юношеских организаций и т.д.), предварительно подав заявку.

Подобный урок-фестиваль можно провести в школе.

1)    открытие фестиваля;

2)    представление команд (домашнее задание);

3)    команды получают «карту» -маршрут, двигаясь по которому ребята должны найти клад. Карта составлена индивидуально для каждой команды так, чтобы на каждой станции работала одна (исключены подсказки ).Каждая команда должна пройти все станции. На каждой станции работает ведущий (это могут быть персонажи сказок: Баба Яга, Кикимора, Леший, Водяной и т.д.), который за правильно выполненное задание выдает жетон (это могут быть опавшие листья).

Игровая часть праздника проводится на территории, прилегающей к Дому Культуры :парк (здесь на разных участках разбиты станции, так, чтобы, находясь на каждой, не было видно следующую: станция от станции находится на расстоянии  200-300 метров, команды передвигаются бегом).

Как только все команды пройдут свой маршрут и будет найден клад (в этом году в качестве клада использовали коробку из-под телевизора , в которой находились мальчик и девочка лет 5-6-ти. Эту коробку спрятали в одной из куч опавших листьев. Когда какая-то команда первой найдет эту коробку, все остальные, как правило уже подтягиваются с последних станций. Удивлению детей нет предела: они ожидают «существенный клад», а тут из коробки выскакивают маленькие ребятки и говорят: « Дорогие ребята! Как здорово, что все вы здесь сегодня собрались! Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа,- это ДРУЖБА».

4)    Далее праздник продолжается в помещении Дома Культуры: здесь проходит

заключительный творческий конкурс: инсценировка или театрализация на экологическую тему ( это второе домашнее задание).

5)    Подведение итогов фестиваля и награждение победителей и всех участников.

6)    На протяжении всего праздника работает жюри: у нас это представители районной администрации, почетные труженики района .

 

1.ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ.

 

Все команды собираются в зрительном зале районного Дома Культуры (сцена и зал оформлены по теме фестиваля). Право открыть фестиваль предоставляется заведующим районными Отделами образования и культуры.

Затем на сцену выходят 9 чтецов (ведущих).

 

Чтец 1: Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатства у Природы, отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

 

Чтец 2: В последние годы слово «экология» звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасных фактов преступной, которыми питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает травли и убийства природы, а это значит и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, продукты, которыми мы питаемся никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне.

Увы, ситуация в России настолько тревожна, что хочется закричать: «Опомнитесь, люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены!» А в ответ тишина…

Чтец 3: Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки

На встречу солнцу и ветрам.

Он свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь!

 

Чтец 4: За последние 30-40 лет на планете людей исчезли многие виды животных и растений. Кислотные дожди губят почвы, тропические леса – лёгкие планеты – вырубаются со скоростью 20 гектаров в минуту, загрязняются водоемы, разрушается защитный озоновый слой, болезни, причиной которых являются экологические неурядицы, уносят ежегодно сотни тысяч жизней.

 

Чтец 5: Тревожные мысли о неблагополучии в состоянии окружающей среды приходят со всех континентов, о них говорят на разных языках. Наш мир перерезан границами условно. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее. А потому и каждое государство – большое и малое, каждый житель планеты Земля, все несут ответственность перед всем человечеством за сохранение природы для нынешнего и будущего поколений.

 

Чтец 6: Все в нашем мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, А последствия глубокого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. Ведь планета у нас одна. Одна на всех землян. И другой не будет. Поэтому берегите ее.

 

Чтец 7: Берегите Землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

Ястреба, парящего над полем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

М. Дудин

 

Чтец 8: Ежегодно на нашей планете отмечаются два особых календарных праздника: День Земли и День Окружающей среды. 22 апреля планета людей отметит День Земли. Нет , это не очередная «красная дата», которую обычно сопровождают торжественными речами, беззаботным весельем и радостью. Этот день -  напоминание о проблемах охраны природы.

 

Чтец 9: А на нашей малой родине в первую неделю октября мы ежегодно отмечаем свой традиционный экологический праздник, посвященный памяти нашего земляка, ученого-лесовода П.И. Левицкого.

Урочище «Каменное» близ с. Алексеевское у истока реки Ситова Меча- это оазис среди степей нашего района. Положил основание этому лесу П.И.Левицкий. Первые посадки на овражистых местах были сделаны в 70-х годах 19 века. В настоящее время с последующими посадками этот лес занимает  380 га.

В центре леса – поляна, на которой растет 80-летняя сосна сибирская (кедр) высотой 20 метров и толщиной 35 см. Вокруг кедра густо зеленеют кусты сирени. От поляны во все стороны расходятся дороги – просеки, их восемь. Они делят эту часть леса на секторы – делянки. Каждая делянка при первоначальной посадке была засажена деревьями одной породы. Так, на делянке, расположенной на восток от кедра , растут большие сосны в смеси с елью. В южном секторе красуются лиственницы и ели, в северном – береза, а на северо-западе- дубы, сосны, лиственницы.

Стволы хвойных пород достигают в толщину 45-50 см и более. Хвойные деревья хорошо плодоносят, в особенности ель.

Еловый подрост разного возраста очень распространен по всей территории леса.

Из лиственных пород часто встречаются береза, дуб, липа, клен платановидный, ильм. В подлеске растут рябина, крушина ломкая, бересклет, бузина, малина и др. Травяной покров разнообразен и состоит из гравилата, лесного купыря, сныти, чистотела, будры, папоротника, ландыша, купены, местами земляники и др.

Вместе с более поздними посадками в лесу насчитывается свыше 25 видов деревьев и кустарников.

Привлекают внимание своей красотой и стройностью отдельно посаженные лиственницы, которые образуют целый участок.

Кроме перечисленных пород деревьев, здесь можно встретить кавказскую пихту и североамериканскую сосну. К основному старому массиву подсажено много молодых березовых и сосновых рощ, которые достигли 45-50-летнего возраста. Они раскинулись на возвышенном склоне левого берега Ситовой Мечи и террасами спускаются к реке.

С северо-востока к урочищу примыкает широкая и пологая балка. С обеих сторон она окаймлена рядами посадок хвойных и лиственных пород.

Специалисты-лесоводы причисляют этот лесной массив к ценнейшим насаждениям области. Вековой опыт выращивания здесь различных древесных пород дал возможность широко применить его на территории области. Сложившееся из-за искусственно посаженых и естественно выросших деревьев урочище «Каменное» представляет большой интерес и для геоботаники.

Далее на сцену выбегают Баба Яга и Леший, и между ними завязывается небольшой диалог.

-         Эка, люду собралось видмо-невидимо! Леший, ай, что приключилось в нашем лесном царстве-государстве?

-         Пока еще ничего не случилось, но чую неладную затею. Кто эти люди, сидящие в зале?

-         Это, Леший, разбойники?

-         Разбойники? А я думал это дети.

-         Так нынешние дети самые что ни на есть и разбойники: стоит им появиться в лесу, так зверей и птиц сразу убавляется, растения исчезают, на всех полянах появляются кучи мусора. Леший, чтобы сохранить наш лес, нужно детей в чащу заманить и там их извести.

На сцену выходит ведущий и вступает в диалог:

-         Леший и Баба Яга! Это не разбойники. Здесь сегодня собрались друзья природы: они не разоряют птичьих гнезд, а строят кормушки и скворечники; не мусорят , а, наоборот, убирают лес и поляны.

-         Не верим! Не верим! (на перебой). Это они сейчас сидят такие милые и спокойные. А сейчас как ворвутся в лес, потом ищи-свищи , от природы рожки да ножки останутся!

-         Ребята, а давайте пригласим на наш фестиваль Лешего и Бабу Ягу, расскажем и покажем им чем мы занимаемся, и для чего сегодня здесь собрались.

Леший и Яга проходят в зрительный зал к ребятам.

Ведущий: и так ребята переходим к нашему первому заданию, которое называется

 

2. «ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОМАНДЫ».

 

Каждая команда (по очереди) во главе с капитаном поднимается на сцену.

Команда представляет название, девиз (речевку), тематические костюмы.

Это все оценивает Жюри (критерии оценок предварительно разрабатывает оргкомитет фестиваля). В это же время каждая команда получает маршрутный лист (в виде карты) «путь к кладу». На карте отмечены все станции, которые должна пройти каждая команда. Все участники фестиваля выходят на улицу, игра по станциям проходит на территории, прилегающей к зданию Дома Культуры. Станции заранее помечаются, оформляются соответствующими вывесками или знаками. На каждой станции есть ведущий и всё необходимое для проведения конкурса или состязания.

 

3. ИГРА ПО СТАНЦИЯМ

 

3. 1.  СТАНЦИЯ «СКОРАЯ  ПОМОЩЬ».

Это станция практическая. Здесь дети демонстрируют умения и навыки правильной посадки деревьев. Для этого из села Аексеевское (где жил и работал П.И. Левицкий) привозят саженцы хвойных деревьев. Критерии оценки6

-дети должны правильно выкопать яму (плодородный слой выложить с одной стороны, а всю остальную землю – с другой), размер ямки соответствует размерам корня;

-взять аккуратно саженец , опустить саженец в ямку, расправить корни , взять рейку, которая лежит рядом с ямкой, опустить ее в ямку (желательно рядом со стеблем); затем потихоньку присыпать корни сначала плодородным слоем, подлить немного воды, высыпать остальную землю; аккуратно прижать почву; привязать рейку к стволу саженца;

-учитывать соблюдение техники безопасности при работе с саженцами и орудиями труда.

Для придания интереса и «осказовочности» ситуации здесь бегают сказочные герои, Баба Яга, Лесовичок, Кикимора, которые отвлекают и сбивают ребят, растягивая тем самым время выполнения задания. Здесь , кроме точности выполнения , оценивается и время. Получив заработанные жетоны (баллы), дети отправляются на следующую станцию, указанную в карте.

 

3.2.СТАНЦИЯ «УМНИКИ И УМНИЦЫ».

Эта станция интеллектуальная. Мы ее проводим в форме викторины по вопросам (можно по тестам). Каждый вопрос имеет определенную стоимость в баллах: могут быть блиц-вопросы.

Примерные вопросы:

А) У каких пресноводных рыб пасть похожа на бульдожью? (У пирании.)

Б) Какая хищная рыба-домосед, предпочитающий держаться в глубоких  ямах и омутах? (Сом.)

В) Какие деревья и кустарники растут в наших лесах? Какие из них вы знаете?

Г) Чем ценится древесина лиственницы? (Устойчива против гниения, применяется при строительстве подводных сооружений, в производстве самолетов и кораблестроения.)

Д) Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от лучей солнца.)

Е) Какую роль играет ива для берега реки или водохранилища? (Ива своими корнями укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.)

Ж) Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (Бледная поганка, мухомор и др.)

З) Почему погибает лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса.)

 

3.3.СТАНЦИЯ «ЗАГАДКИНО».

На этой станции баллы начисляются за правильно отгаданные загадки:

Я живу не в грязной луже-

Мне кишечник домом служит.

И тепло, и сытно в нем,

Шведский стол: что хошь берем.

Коли что не по нутру-

Проверчу в кишке дыру.

(Кишечная амеба.)

 

Без воздуха живет она

И, как могила, холодна.

НЕ пьет, хотя в воде сидит,

В броне, хотя и не звенит.

(Медуза.)

 

По сути-зверь, а с виду – рыба,

Огромен, я его боюсь.

А догадаться вы смогли бы,

Кто пищу цедит через ус?

(Кит.)

 

Всю ночь летает-

Мышей добывает,

А станет светло-

Летит спать в дупло.

(Сова.)

 

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет.

А нагрянет холод злой-

Скинет с плеч его долой?

(Лес.)

 

Есть матери с чудными замашками:

Швыряют детей вверх тормашками.

(Растения акации, недотроги, распространяющие семена

саморазбрасыванием.)

 

Почки – липучие, листья – пахучие,

Плоды – летучие.

(Тополь.)

 

Лист его – Канады знак.

Дерево зовется как?

(Клен)

 

На верхушке – грозди,

А  пониже – гвозди.

(Боярышник.)

 

Росло – красно,

Цвело – бело,

А снял зерно –

Почти черно.

(Гречиха.)

 

3.4.СТАНЦИЯ «ЖИВЫЕ БАРОМЕТРЫ».

Ведущий. Вам предлагается стать предсказателями: по сегодняшнему состоянию погоды предсказать завтрашнее.

А)Багряные зори. (К ветру.)

Б)Утром туман стелется по воде. (К хорошей погоде.)

В)Дым столбом. (К морозу.)

Г)Утром роса на траве. (Дождя не будет.)

Д)Длинные сосульки.(К затяжной весне.)

Е)Вечером с реки поднимается пар. (Завтра будет дождь.)

Ж)Бледный цвет луны. (Признак плохой погоды.)

З)Низко улетают перелетные птицы. (Короткая осень.)

И)Если ночью был иней. (Снега не будет.)

К)Ласточка прилетела. (Скоро гром зазвенит.)

 

3.5. СТАНЦИЯ  «ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА».

Ведущий. В зеленой поликлинике лесной

Сестрою милосердия в халате

Наклонится березкой надо мной…

Я буду пить дыханье майских елок,

Весенний лес всем сердцем обойму,

И старый дуб, как старый кардиолог,

Продлит мне жизнь…

О.Колычев

 

Ведущий предлагает командам карточку, на которой в левом столбике перечислены недомогания, а в правом – растения. Задание заключается в том, чтобы сделать правильный выбор лекарственных растений и предложить ваш способ лечения. Время ограничено.

Задание примерно такое:

Расстройство желудка                                       Береза

Ревматизм                                                           Черемуха

Цинга                                                                   Боярышник

Дизентерия                                                          Дуб

Сердечные расстройства                                    Рябина

Простуда                                                              Калина

Кровотечения внутренние                                  Липа

Малокровие                                                         Крапива

 

3.6. СТАНЦИЯ СПОРТИВНАЯ.

Станция оснащается необходимым спортивным снаряжением. Командам предлагаются несложные спортивные состязания.

 

Как только какая-либо команда закончит первой работу на всех станциях, она

Обязательно найдет клад.

В районном Доме Культуры работает Краеведческий музей. Команды, которые раньше заканчивают состязания, могут ознакомиться с экспозициями музея. Здесь также собран материал о жизни и деятельности П.И. Левицкого.

Всем участникам фестиваля предлагается пройти в здание Дома Культуры для проведения заключительных мероприятий. Здесь проводится последняя станция:

 

3.7. СТАНЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ.

Каждая команда показывает свое домашнее задание на экологическую тему.

Здесь оцениваются литературные, музыкальные, вокальные, хореографические данные учащихся, наличие декораций, костюмов.

 

4. ФИНАЛ

 

После завершения театрального конкурса на сцену выходят три чтеца (пока они работают на сцене, жюри подводит итоги ).

Чтец 1 :

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

Чтец 2: По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит-

Большой, как дом, на волнах спит.

Чтец 3: Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Чтоб был в источниках нарзан,

С полянки – земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой.

Ты – тоже часть ее чудес,

И для тебя темнее лес,

И речка светлая течет.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.

 

Дорогие друзья, мы представляем вашему вниманию стихи Прохоровой С.В., посвященные памяти Павла Ивановича Левицкого, которыми мы завершаем наш праздник:

 

Павел Иванович Левицкий -

Небезызвестный лесовод.

По праву можем им гордиться,

Для нас он много сделать смог.

 

Любил природу бесконечно,

И жизнь решил ей посвятить,

Служить природе безупречно,

Её красоты защитить.

 

Учился много, постигая

Глубоко сложные науки,

И знаниями овладевая,

Душа и мысль не знали скуки.

 

Настало время применять

Теперь полученные знанья,

Решил он твердо воплощать

У Мечи Ситовой мечтанья.

 

Семидесятые года,

Век девятнадцатый.

Левицкий остановил свой взгляд тогда

На Тёплом, месте не столь близком.

 

Ах речка, Ситова Меча,

Что у поселка Алексеевский,

Наверно, стоит здесь начать

Благоустройство этой местности.

 

Оазис создал средь степей,

Теперь урочищем зовется.

Оно одно для всех людей,

Здесь место знатное под солнцем.

 

Левицкий грамотно и точно

План леса составлял сначала:

В лесу – поляна одиночная,

Здесь просеки берут начало.

 

В центре поляны – старый кедр,

Сибирскою сосной зовётся.

Ему уж более ста лет,

И первый он встречает солнце.

А просек восемь,

Они делят  лесную часть на сектора.

Естественно мы с вами спросим,

Ну что за хитрая игра?

 

Всё очень просто, сектор каждый

Несет породу лишь одну.

Вы забредёте в лес однажды,

Увидите картину ту.

 

Идет делянка на восток,

Растут здесь сосны рядом с елью,

На юге – лиственниц поток

Уходит вдаль над колыбелью.

 

Березы, лиственницы, сосны –

Им сектор личный отведен:

Северо-западный, холодный,

Теплом не балует их он.

 

Здесь очень много можно встретить

Широколиственных пород:

Дуб, липу, клен. Вы не заметить

Не сможете благоуханья звон.

 

Здесь чудный ильм пленяет взоры

И красотой заворожит,

Лесного кружева узоры

В себе загадочность таит.

 

В лесу всего двадцать пять видов

Дерев, кустарников пород.

Пихту кавказскую увидит

Лес посещающий народ.

 

Сосна североамериканская

Приятно радует наш глаз,

Явленье в общем то не частое

Для средней полосы у нас.

 

Павел Иванович Левицкий!

Светило вы лесной науки!

Поклон от нас Вам очень низкий.

Спасибо Вам за Ваши руки,

За искренность души российской.

 

Увы! Жаль только, что сегодня

Нет продолжателей у Вас,

Заслуги Ваши можем вспомнить

В году всего один лишь раз.

 

Вы смотрите на нас с небес,

Наверно, чуду удивляетесь,

В которое мы превратили лес,

Что  вы для нас растить старались.

 

Мышление у нас другое:

Нам на природу наплевать.

Подумать вы могли б такое?

Такое здраво не понять.

 

Нам ни почем закон природы:

«Всё связано со всем». И вот

Однажды время жизни

Вернется в нулевой отсчёт.

 

Мы на суку сидим и рубим.

Для нас таков расклад вещей:

Живое планомерно губим,

Не испугаешь нас ничем.

 

Природа наша в запустенье,

И нам ни капельки не стыдно,

Ей можем предложить забвенье,

Никак ни помощь! Так обидно.

 

Мы жить привыкли днем одним,

Пусть будет завтра всё как будет.

Трава, расти иль не расти!

Не до тебя! Дела и будни

У нас серьёзней!

 

Земляки!

Места ведь наши заповедны!

Они единственны, красивы,

Подобных нет во всей Вселенной.

 

Ещё начать совсем не поздно

Природе время уделять,

Чтоб было правнукам возможно

Её красоты наблюдать.

 

Чтецы уходят со сцены.

 

Слово предоставляется жюри, которое дает не только количественную, но и качественную оценку фестивалю, проводит награждение всех участников и победителей.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А.

1.Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках.М.,2005-10-30

2.Алюшин А.И. Растения Тульского края.Тула,1982.

3.Литвинова Л.С.,  Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. М.,2005.

4.Касаткина Н.А. Внеклассная работа. Биология.3-8 классы.Волглград,2001.

5.Петрухина М.А. Внеклассные мероприятия в средних и старших классах.

Волгоград, 2003.

6.Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии.М.,2003.