МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Чижикова Татьяна Михайловна, учитель биологии и химии МБОУ «Кулаевская СОШ» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

 

Рабочая программа элективного курса «Вода вокруг нас»

 

Пояснительная записка.

Наша жизнь состоит не из случайных, разрозненных событий. Это цельный процесс, имеющий направление, преемственность, то есть зависимость будущего от прошлого и настоящего, и результат. Для человека главным в этом процессе является самосознание, самоопределение. Невозможно переоценить роль воды в жизни человека: Достаточно вспомнить, что человеческий организм состоит из нее почти на 70%, чтобы понять: вода является решающим фактором нашего существования. Все физиологические процессы, происходящие в организме, в той или иной степени связаны с водой. Без нее невозможны пищеварение, синтез необходимых веществ в клетках организма, выделение большинства вредных продуктов обмена.

Элективный курс является важным компонентом биологического образования и необходимым условием формирования экологического мировоззрения. Данный курс позволяет приобщиться обучающимся к практической работе. Основной вклад в практическую экологическую деятельность обучающихся вносят экологические исследования и работы по оценке состояния воды, которые в максимальной степени работают на содержание образования. Развитие экологической культуры требует формирования и закрепления у обучающихся знаний о реальных факторах загрязнения воды , практических навыков по оценке качества окружающей среды, экологически оправданного поведения. Приобщение к практической экологической работе является важным компонентом биологического образования и необходимым условием формирования мировоззрения. Актуальность данного элективного курса состоит в том, что существует определённое противоречие между учебной программой по биологии и объективной необходимостью обучающихся в познании вопроса о роли воды для всего живого на земле. Новизна заключается в том, что обучающиеся  получают полное представление о значении воды для живых организмов. На основе выделенной актуальности  мною определена  проблема, которая заключается в поисках путей перехода от пассивного обучения к активному. Знания,  добытые  своим  трудом,  гораздо  прочнее  и  глубже.  Поэтому  я  использую  исследовательские  методы.  Это позволяет  развивать  мыслительную  деятельность  обучающихся, способствует проявлению интереса к экологическим проблемам, своему собственному здоровью.

 

Цель курса:

Интегрирование обучающихся в деятельность, направленную на получение знаний об экологическом качестве окружающей среды и развитие практических умений оценки её состояния.

 

Основной задачей курса является изучение теории и технологии оценки качества воды, так как интерес к этому вопросу в настоящее время неуклонно растет, что обусловлено рядом причин:

1. Продолжающееся загрязнение окружающей среды и в частности водных объектов;

2. Рост интереса к контролю качества воды;

3. Переход от декларативного учета требований охраны окружающей среды к практическим мониторинговым исследованиям.

 

В ходе достижения цели решаются следующие воспитательные, образовательные и развивающие задачи:

  • воспитать бережное отношение  к природе, стремление к здоровому образу жизни, формировать экологическое мировоззрение обучающихся, ответственность за состояние окружающей среды;
  • расширить и конкретизировать знания обучающихся по экологии;
  • создать условия для личного участия в практических делах по защите окружающей среды;
    • познакомиться  с методиками изучения качества воды;
    • научиться ставить химические эксперименты;
    • получить навыки самостоятельной работы в природе, в том числе и навыки исследовательской работы.

 

Отличительной особенностью данной курса является развитие исследовательских навыков обучающихся во время экскурсий,  на занятиях.

Для диагностики результатов работы по программе могут быть отслежены умения и навыки учащихся в системе практической деятельности по результатам выполнения исследовательских и проектных работ.

Каждая исследовательская работа завершается демонстрацией проведённого исследования с презентацией.

Проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов при изучении влияния экологических факторов на организм человека). Она способствует развитию творческих способностей обучающихся, даёт возможность применять знания на практике.

Опытнические и исследовательские  работы требуют длительных затрат времени (несколько часов, дней, а иногда и недель). Эти работы в основном предполагают постановку опытов и наблюдений, которые можно осуществлять на занятиях.

Элективный  курс «Вода вокруг нас» отвечает требованиям программы по биологии, предназначен для  учащихся 9-х предпрофильных классов, рассчитан на  17  занятий - по одному занятию в неделю. Материал предназначен как для самостоятельной работы, так и для работы в классе.

Данный элективный курс позволяет использовать как традиционные занятия, так и занятия: проекты-исследования,  презентацию.

Межпредметные связи: в процессе изучения курса учащиеся знакомятся с экологической обстановкой родного края, методами исследования качества питьевой воды, химическим анализом воды.

Для  реализации элективного курса следует использовать личностно – ориентированные технологии, блоковую подачу материала, обучение на деятельностной основе.

 

Формы и методы обучения:

- лекции с элементами беседы;

- работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся;

- лабораторный практикум;

- практические работы с элементами поисковой деятельности;

- написание и защита проектов по изучаемой проблеме;

- экскурсии.

 

По окончании изучения элективного  курса  обучающиеся должны знать:

- вода- уникальное вещество на Земле, основа жизни ;

- основы методологии исследовательской и проектной деятельности;

- структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

По окончании изучения элективного курса обучающиеся должны:

- уметь ставить химические эксперименты;

- уметь вести исследовательскую и проектную  работу;

- уметь наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;

 

Учебно-методический план элективного курса.

 

№ п/п

Тема

Тип занятия

Количество занятий

1

Введение в элективный курс.

Лекция.

1

2

Интересные факты о воде.

Обзор (презентация)

1

3-4

Вода в живых организмах.

Совершенствование ЗУН.

2

 

5

Физиологические процессы связанные с водой.

Лекция.

1

6-7

«Вода бывает разная - жидкая, твёрдая и грязная. Какую воду мы пьём?».

Обзор.

2

8

Загрязнение воды. Источники загрязнения .

Лекция.

1

9

Заболевания, передающиеся через воду.

Совершенствование ЗУН.

1

10

Лечебные свойства воды.

Обзор.

1

11

Методика определения качества питьевой воды. Посещение санэпидемстанции в с.Пестрецы.

Экскурсия.

1

12-13

Органолептические и микробиологические показатели питьевой воды.

Практическая работа.

2

14

Очистные сооружения. Посещение очистных сооружений в с.Пестрецы.

Экскурсия.

1

15-17

«Я узнал …».

Зачёт.

Защита исследовательских работ.

3

 

Структура и содержание курса.

Содержание курса реализуется на основе следующих методов:

- наглядно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый;
-  коллективное осмысление;


Формы работы - индивидуальная, парная, групповая.   Самостоятельная работа обучающихся представлена в виде исследовательских проектов.

Формы контроля за уровнем достижений учащихся. Достижения учащихся в процессе прохождения основного курса оценивается по последнему продуктивному заданию, которым завершается практическая ступень элективного курса в виде творческого отчёта «Я узнал …».

Оценивание происходит в виде – «зачёт» «незачёт».

 

Методические рекомендации.

Занятие 1.  Учитель знакомит обучающихся с программой элективного курса.  На этом занятии  определяют роль и место биологии в системе естественных наук. Учитель предлагает поделиться, кто и что знает по теме курса .

Занятие 2. На этом занятии  обучающиеся знакомятся с интересными фактами о воде.

Занятие 3,4. Обучающиеся вспоминают,  что им известно из курса биологии о содержании воды и её роли в растительных и животных клетках.

Занятие 5. На  занятии  изучают водный обмен у растений, процесс транспирации в растительном организме.

Занятие 6,7. Обучающиеся знакомятся с проблемой обеспечения населения качественной питьевой водой, с проблемой низкого уровня обеспечения услугами водоснабжения и водоотведения сельчан.

Занятие 8. Обучающиеся знакомятся с проблемой загрязнения воды, источниками загрязнения. В процессе дискуссии определяют пути решения этой проблемы.

Занятие 9. Обучающиеся знакомятся с заболеваниями, передающимися с водой, с мерами профилактики. Выступают с сообщениями.

Занятие 10. Знакомство с лечебными свойствами воды. О суточной потребности в воде человеком. О свойствах минеральной воды.

Занятие 11. В ходе экскурсии в санэпидемстанцию обучающиеся знакомятся с методиками определения качества питьевой воды.

Занятие 12,13. Обучающиеся  выполняют исследование органолептических показателей воды.

Занятие 14. Обучающиеся в ходе экскурсии знакомятся с работой очистных сооружений в с.Пестрецы.

Занятие 15-17. Итоговые занятия. Творческие работы. Зачёт.

 

Перечень учебно-методического обеспечения. Данная  учебная программа по биологии для 9  предпрофильного   класса  разработана:

Автор

Название

Издательство

Год

1

 

Примерная программа основного общего образования. Биология

 

2004

2

Н.И.Сонин

Программа основного общего образования по биологии.

Дрофа

2006

 

Наименование учебно-методического комплекса для реализации учебной программы для обучающихся

Автор

Название

Издательство

Год

А.Н. Захлебный

Охрана природы

«Просвещение»

2005

Г.А. Фадеева

Химия и экология

«Учитель»

2007

 

Курс прошел апробацию в 9 классе в 2009-10 году на базе МБОУ «Кулаевская СОШ»,  доказал свою эффективность. Опыт работы представлен и рассмотрен на заседании КМО и РМО учителей биологии, химии и географии Пестречинского муниципального района РТ.

 

Результативность.

 

1.Курс прошел апробацию в 9 классе  на базе МБОУ «Кулаевская СОШ»,  доказав свою эффективность.

Опыт работы представлен и рассмотрен на заседании КМО и РМО учителей химии, биологии и географии Пестречинского района РТ. В частности, занятие № 2 было показано на районной химической конференции и получило положительные отзывы.

2. Обучающиеся  прочли необходимую литературу по данному курсу.

Выполнили определённое количество исследовательских работ.

Научились анализировать информацию;  высказывать свое отношение к прочитанному; обсуждать тематику исследований.

3. Обучающиеся совершенствовали практические навыки, повысили уровень общей культуры и образованности, что позволило ежегодно  занимать призовые места в муниципальном этапе Всероссийской олимпиаде по биологии и экологии и принимать участие республиканских олимпиадах по данным предметам.

Результат

Дата проведения  олимпиады

Документы подтверждающие результаты

Биология 10класс  - 1 место

Республиканская олимпиада

10 класс-9 место;

Экология

10 класс-2 место

2008-09

Почётные грамоты ОО Пестречинского района

 

 

Свидетельство МОиН РТ

Биология

10класс- 3 место

11класс – 2 место

Экология

9 класс-2 место

10 класс-2 место

11 класс-3 место

2009-10

Почётные грамоты ОО Пестречинского района

Биология

10класс – 3 место

Экология

9 класс – 3 место

2010-11

Почётные грамоты ОО Пестречинского района

Биология

7класс-2 место

8класс-3 место

10класс-3 место

Экология

9класс-1 место

Республиканская олимпиада 9класс

2011-12

Почётные грамоты ОО Пестречинского района

 

 

 

 

 

Свидетельство МОиН РТ

Биология

8класс- 2 место

9класс- 2 место

Экология

11класс- 3 место

2012-13

Почётные грамоты ОО Пестречинского района

 

4. Обучающиеся смогли расширить  кругозор и повысить мотивацию к овладению знаний по биологии. Выполнили ряд творческих работ: исследования, компьютерные презентации, кроссворды.

С презентациями по исследовательским работам  обучающиеся выступили на районных научно-практических конференциях по химии  и экологии получив грамоты и дипломы.

Тема конференции

Тема выступления

Результат

Документы подтверждающие результаты

«Зелёная планета»

 

Исследование загрязнения снежного покрова на территории прилегающей к автотрассе Москва-Уфа М-7 Волга в близи с.Кулаево.

1 место за исследовательский проект.

Грамота ОО Пестречинского муниципального района

«Химия наша жизнь- наше будущее»

Интересные факты о воде.

презентация

Диплом ОО Пестречинского муниципального района

5. Обучающиеся в ходе занятий элективного курса овладели навыками исследовательской работы, создания  компьютерных презентаций, выполнили коллективную работу «Экологический фотоколлаж» и завоевали 1-е место, получили грамоту ОО Пестречинского района.

6. Обучающиеся представили свои творческие работы, а именно презентации на неделе естественных наук школ кустового методического объединения Пестречинского муниципального района.

7. Обучающиеся, а именно Бурмистрова А., Задворнов М., Шакирова Г.,Насыбулина Д.,  приняли участие в международной экологической олимпиаде «Экология и энергетика 2010», где завоевали 2-е места и получили дипломы.

8. Обучающийся Задворнов М. принял участие во 2-м республиканском конкурсе «Эрудит», где получил свидетельство участника.

9. Обучающиеся, а именно Мальчева А., Глянцева А., Манвелян А., Алтунян Н., Задворнова М.  приняли участие в интерактивном международном конкурсе «Колосок», где показали хорошие результаты и получили грамоты.

10. Обучающиеся улучшили свои знания по биологии, что позволило успешно сдать ЕГЭ. Баллы по сертификату у Павлюка В.- 64 в 2009 г., Бурмистровой А.- 62, Павлюк А.-58 в 2010 г., Сайфуллиной Л.- 62 в 2011г. Эти обучающиеся подтвердили свои знания, поступив в учебные заведения; а именно медицинский колледж, Ветеринарная Академия, где профилирующим предметом является биология.

11. Обучающиеся по окончании курса овладевают следующими способами деятельности:

- давать оценку комплексного состояние окружающей среды;

- формулировать изучаемую экологическую проблему, выдвигать и

обосновывать причины её возникновения;

- определять возможные методы для проведения необходимого эксперимента, делать выводы, обсуждать результаты и вносить предложения по оптимизации экологической ситуации;

- работать с дополнительной литературой, статистическим материалом;

- использовать современные информационные технологии и Интернет-ресурсы.

 

Список литературы для учителя:

1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Академия развития. 1998.

2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. Учебное пособие. – М.: АО МДС. 1996.

3. Басгабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград: Учитель. 1997.

4. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. - М.: Дрофа. 2002.

5. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. 9-11 класс. - М.: Владос. 2001.

6. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 класса. – М.: Устойчивый мир. 1999.

7.Муравьев А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. – СПб.: Крисмас +. 1999.