МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Самарцева Татьяна Анатольевна, учитель информатики МБОУ «СОШ №40» г.Братск Иркутской области

 

План-конспект обобщающего урока-викторины,

подготовка к контрольной работе (5 класс)

 

 

Цель: повторить основные темы курса Информатика и ИКТ 5 класса, подготовиться к контрольной работе.

 

Формируемые УУД:

Познавательные:

- формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

- формирование осознанного и произвольного построения речевого высказывания;

- формирование умения строить логические рассуждения.

Коммуникативные:

- формирование умения работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

- развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;

Регулятивные:

- формировать умение высказывать свои мысли по тексту (по рисунку);

- формировать умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные:

- формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

Тип урока: урок повторения.

 

Форма урока: урок-викторина.

 

Оборудование:

- Персональный компьютер,

- Мультимедийный проектор.

 

Программное обеспечение:

- ОС Windows 7,

- программа создания презентаций PowerPoint, графический редактор Paint.

 

Дидактический материал:

- карточки с практическими заданиями.

 

Список литературы и интернет ресурсов:

- Л. Л. Босова «Занимательные задачи по информатике»;

- http://www.metod-kopilka.ru/page-5-1-12.html - занимательные задачи.

 

Основные понятия:

- информация;

- действия с информацией;

- кодирование информации;

- устройство компьютера.

 

Структура урока:

- Организация (3 минуты).

- Мотивация (5 минуты).

- Актуализация опорных знаний и способов действий (20 минут).

- Заключение (7 минут).

- Подведение итогов (5 минут).

 

Ход урока

 

1. Организация

Подготовка учащихся к уроку.

Проверка присутствующих.

 

2. Мотивация

Объяснение темы и плана урока.

Д/З: Задания 28-34 (стр. 27-32). Подготовка к контрольной работе.

 

3. Актуализация опорных знаний и способов действий

Урок представляет собой викторину. Класс делится на две группы, каждая из которых определяет, кто какое задание в подгруппе будет делать. Каждое задание оценивается после выполнения и заносится в протокол. Правила выполнения каждого задания обсуждается заранее.

 

Задание № 1: Выполнить практическую работу на компьютере.

Придумать и нарисовать, используя возможности графического редактора, поздравительную открытку для команды-победителя.

 

Задание № 2: Выполнить тест на сообразительность.

Тест на сообразительность

Ответить на вопросы, советуясь с товарищами, ответы записать рядом с вопросом.

1. Учитель ложится спать в 8 часов, а будильник заводит на 9 часов. Сколько будет спать учитель? (1 час)

2. Может ли мужчина жениться на сестре своей вдовы? (Нет, т.к. вдова - это та, у которой умер муж)

3. Есть ли 7 ноября в Австралии? (Да)

4. У Мамеда десять овец. Все, кроме девяти умерли. Сколько осталось овец? (9)

5. Вы - пилот самолета, летящего из Гаваны в Москву с двумя пересадками в Алжире. Сколько лет пилоту? (Вы - пилот, значит столько лет сколько вам)

6. Обычно месяц заканчивается 30-м или 31-м числом. В каком месяце есть 28-е число? (Во всех)

7. Если бы у вас была только одна спичка, и вы вошли в комнату, где есть керосиновая лампа, камин и газовая плита, что бы вы зажгли первым делом? (Спичку)

8. Один поезд идет из Москвы в Екатеринбург, а другой - из Екатеринбурга в Москву. Вышли они одновременно, но скорость первого в 3 раза больше скорости второго. Какой поезд будет дальше от Москвы в момент встречи?(Одинаково)

9. Палку нужно распилить на 12 частей. Сколько потребуется распилов? (11)

10. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

11. Врач прописал больному 3 укола через каждые полчаса. Сколько потребуется времени, чтобы сделать все уколы? (1 час)

12. Сколько цифр 9 в ряду чисел от «1» до «100»? (20)

13. Горело 7 свечей. З погасло. Сколько свечей осталось? (3, остальные сгорели)

14. Кирпич весит 1 кг плюс еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (1 кг)

15. Под каким кустом сидит заяц во время дождя? (Под мокрым)

 

Задание № 3: Расшифровать пословицу.

Циферблат-ключ:

12, 6, 1, 9

3, 2, 11, 8, 6, 10, 2

7, 9, 5, 8, 11, 4.

Ответ: Дело мастера боится.

 

Задание № 4: Составить верные равенства.

Как можно получить верные равенства, если разрешается переложить с одного места на другое только одну спичку (палочку).

1)    VII – V = XI (VI + V = XI);

2)    IX – V = VI (XI – V = VI);

3)    VI – IX = II (XI – IX = II);

4)    VIII – III = X (VIII + II = X).

 

Задание № 5: Расшифровать текст.

В таблице спрятаны обрывки записок Зайца (А2, Г6, Г1, А6, В3, Б1, Г4, Б4); Волка (А3, Г2, Б3, Г5, Б2, Б6, В2, В6); и записки для вас (В5, А1, Г3, А4, В1). Восстанови эти записки (не забудьте разделить текст на слова).

 

1

2

3

4

5

6

А

Мол

Гла

Оди

ц.У

яжа

яза

Б

шо

яцх

оги.

юут

адв

В

РА!

алу

йца

цаф

Ты -

чше.

Г

едл

нза

оде

гон

оро

вно

Ответ: Заяц (главное для зайца – его ноги), волк (одн заяц - хорошо, а два лучше), вы (Ты Молодец. УРА!).

 

Задание № 6: Составить аналогию.

Проанализируйте следующие смысловые пары и впишите вместо пропусков необходимые слова.

  • Курица – цыпленок, лошадь - … (жеребенок)
  • Заяц – капуста, … - желудь (свинья);
  • Небо – птица, вода - … (рыба);
  • Человек – врач, … - ветеринар (животное);
  • Человек – губы, … - хобот (слон);
  • Лариска – крыса, Алиса - … (девочка);
  • Музыка – ноты, слова - … (буквы);
  • Платье – портной, туфли - … (сапожник);
  • … - сердце, машина – мотор (человек).

 

Задание № 7: Составить слова.

Соедините половинки слов так, чтобы получилось по 8 слов в каждой колонке.

МЕЛ
ТРИ
ФАРТ
ПА
УРА
ПАР
ПА
ГОР

КОСТЬ
ГАН
ШОК
АД
ОДИЯ
УК
БУНА
СТА

 

ПЛАСТ
ПАР
КАР
ПАЛ
НА
ГИТ
ПИРА
ФУТ

ЕЦ
КЛОН
ИНА
ЛЯР
МИДА
КЕТ
ТИНА
АРА

Ответ: 1-й: трибуна, фартук, паста, горшок, парад, мелодия, пакость, ураган; 2-й: пластина, паркет, палец, гитара, пирамида, футляр, наклон, Карина.

 

Задание № 8: Найти термины.

Найдите 10 терминов, имеющих отношение к ин­форматике.

Ответы: Алгол, алгоритм, архив, архиватор, байт, бит, вид, вирус, вставка, вьюер, граф, директория, диск, дискета, драйвер, заставка, игра, Интернет, информатика, клавиатура, коврик, код, колонка, команда, компьютер, корзина, курсор, массив, микросхема, модем, монитор, мышка, окно, пароль, принтер, провайдер, программа, процессор, сервер, сервис, сеть, текст, файл, формат, хаб, шлюз, экран, ярлык, ячейка.

 

Задание № 9: Решить логическую задачу.

Света, Марина, Андрей, Кирилл и Юра держат домашних животных. У каждого либо кошка, либо собака, либо попугай.

1. Девочки не держат собак, а мальчики попугаев.

2. У Светы нет кошки.

3. У Светы и Марины разные животные.

4. У Марины и Андрея – одинаковые.

5. У Андрея и Кирилла – разные.

6. У Кирилла и Юры – одинаковые.

Какие животные у каждого?

Ответ: у Светы попугай, у Марины кошка, у Андрея кошка, у Кирилла собака, у Юры собака.

 

4. Заключение

Кроссворд «Устройство компьютера»

1. Многоклавишное устройство ввода.

2. Устройство для сбора, хранения и переработки информации.

3. Устройство для прослушивания музыки, звука.

4. Носитель информации, на который записывают программы и данные для хранения.

5. Устройство для быстрого перемещения по экрану.

6. Устройство вывода информации.

7. Печатающее устройство вывода.

 

5. Подведение итогов

Проверка выполненных заданий. Объявление результатов. Выставление оценок.

Протокол оценивания:

Задание

Максимальный балл

1 команда

2 команда

Задание № 1

10

 

 

Задание № 2

15

 

 

Задание № 3

2

 

 

Задание № 4

4

 

 

Задание № 5

6

 

 

Задание № 6

9

 

 

Задание № 7

8

 

 

Задание № 8

5

 

 

Задание № 9

4

 

 

Задание № 10

7

 

 

ИТОГО:

70 баллов

 

 

 

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ - ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ